Рецензия на постановку «Идоменей» в редакции Штрауса  на сцене Камерного театра.

В Камерном музыкальном  театре города Москвы имени Бориса Покровского, в канун столетнего юбилея оперного режиссера и сорокалетия его театра, поставили оперу «Идоменей» в редакции Р. Штрауса. Сюжет постановки – мифология с хорошим финалом: любовь молодых героев положительно влияет на богов Олимпа до такой степени, что они сохраняют жизнь Идаманту, которого собирался  принести в жертву богам его же отец. Опера принадлежит авторству Моцарта, который написал ее в 1780 году.

Через год ее исполнили, однако успеха постановка не принесла. Спустя 150 лет Рихард Штраус переписал оперу по заказу Венского оперного театра. Определенно, новое время оставило свой отпечаток на произведении: в отредактированной версии жрица Исмена руководствуется уже не ревностью, а представлениями о чистоте расы, и не одобряет брака греческого царя на троянке. И это не единственное изменение. Опера заметно сокращена Штраусом, один персонаж и вовсе исключен, дописана оригинальная музыка.

Художник Виктор Вольский всегда поражает зрителей Камерного музыкального театра своим мастерством, он создает на сцене такой объем, который  в принципе не предусмотрен для подобных сцен. Начало спектакля происходит в темном глухом кабинете, позже оказывается, что его задняя стена обставлена подвижными ширмами. В процессе игры, они, то открываясь, то закрываясь, образуют проемы разных геометрических форм, которые дают дополнительные пространства для игры.

Ширмы изготовлены из отражающего материала, который при определенном выставлении света на сцене, проецирует изображение героев и хора, и у зрителя возникает ощущение, что людей на сцене гораздо  больше, чем есть на самом деле. На тех самых поверхностях периодически возникают изображения волн, бегущих облаков или просто бликов. Эффект портят ужасные стилизованные костюмы греческих воинов и троянцев, в которые облачили актеров.

На большой сцене подобное стало бы несомненным плюсом, но в стесненном пространстве Камерного театра такие костюмы выглядят как пошлая бутафория. Оркестр под дирижерством Рождественского играл хорошо, а вот с вокальной техникой главных исполнителей были очевидные проблемы. Да и к тому же, опера исполняется на русском языке, что в корне меняет природу музыкального звучания и общий стиль сочинения. По словам главного режиссера, такой подход необходим, что бы опера была понятна зрителю.

Рецензия на постановку «Идоменей» в редакции Штрауса  на сцене Камерного театра.
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: