|
||||||||||||||
Оратория «Сотворение мира» Йозефа Гайдна. Йозеф Гайдн создал ораторию "Сотворение мира" в 1798 году в возрасте 65 лет. Идея "Сотворения мира" зародилась у Гайдна еще в Лондоне, куда он прибыл по приглашению Джона Петера Саломона - скрипача и дирижера. Саломон передал Гайдну текст неизвестного поэта Лидли, основой которого была поэма "Потерянный рай". Зимой Йозеф Гайдн вернулся на родину в свое жилище среди садов предместья Вены и принялся сочинять ораторию "Сотворение мира". Он использовал только одну, седьмую главу поэмы "Потерянный рай", в которой находится текст Библии. Текст Лидли по просьбе Гайдна перевел и переработал барон Готфрид ван Свитен - композитор, дипломат, а также смотритель императорской придворной библиотеки. Гайдн признается, что во время работы над "Сотворением мира", он очень часто молился Богу, на коленях просил, чтобы Бог дал ему силы для создания оратория. Бог услышал его молитвы. Весной 1798 года во дворце князя Йозефа Шварценберга - венский меценат, вложивший свои средства для гонорара композитору, состоялась премьера "Сотворения мира". Дворец князя находился на площади рынка, где торговали мукой и бобами, а в день премьеры торговцам пришлось убрать свои лотки, за это князь Шварценберг заплатил всем 10 гульденов 50 крейцеров. Для соблюдения порядка на площади находились 24 полицейских. Через год состоялось первое публичное исполнение оратория в придворном театре. Большое количество людей хотели послушать "Сотворение мира" - перед входом начались беспорядки, многим порвали одежды и чуть не погиб ребенок. Для венцев было настолько непривычно воспринимать ораторию на немецком языке, что сразу же произведение было переведено на итальянский язык. Большой оркестр, включающий в себя три флейты, три тромбона, контрофагот задействован в исполнении оратория "Сотворение мира", который состоит из 34 номеров, разделенных на три части. Произведение передает благодарность Богу, изумление перед многообразием мира, прославление мироздания, а также красочные картины природы. "Сотворение мира", как и в Библии, начинается с Хаоса - томительный блуждающий оркестр с хроматическими гармониями внезапно переходит в речитатив Рафаила, сопровождающимся оркестром, который точно передает звуки животных и заканчивающийся словами "Да будет свет". В финале "Сотворения мира" дуэт Адама и Евы удивительно передают безмятежное счастье и единение супругов в этом прекрасном мире. |
||||||||||||||
|