Опера С. Прокофьева "Огненный ангел".
Структуру оперы составляют семь картин, объединенные в 3 действия. Либретто к ней написал сам Сергей Сергеевич, опираясь на сюжет одноименного романа символиста В. Брюсова. Работа над произведением шла долго и тяжело, композитор писал оперу с 1919 по 1927 год, но при жизни Прокофьева она так и не была поставлена. Впервые материал оперы прозвучал в концертном варианте в 1954 году в Париже (не считая фрагментов, исполненных там же через год после написания).
Первая сценическая постановка произошла через год в Венеции, а первая премьера в СССР увидела свет вообще, практически, в перестроечные годы, причем сразу в двух городах - в Перми в 1984 году и в этот же год - в Ташкенте. Интересная постановка была воплощена в 1992 году совместными силами актеров Ковент Гардена и Мариинского театра. В литературном первоисточнике очень точно отображена психология жителя средневековой Германии, в частности, XVI века, Брюсову удается точно передать настроения той эпохи.
В то же время и при тех же обстоятельствах происходит действие и в опере. Главные герои: рыцарь Рупрехт, одержимая женщина Рената, которой всюду мерещится "Огненный ангел" и Генрих, возлюбленный Ренаты и, по совместительству, ее Огненный ангел (а на самом деле - простой смертный). Между ними возникает своеобразный любовный треугольник: Рената разочаровывается в предмете обожания, когда узнает, что он обычный человек, Рупрехт предлагает ей руку, а она соглашается, если тот накажет обидчика, убив его.
Когда уже все вот-вот случится, ее снова начинают терзать демоны, и она вновь верит, что вот он - Ангел, в который раз меняя решение - не нужно убивать Генриха. Во время схватки рыцарь слушается ее и останавливает меч, но сам получает тяжелое ранение. Среди действующих лиц задействован маленький мальчик (у него роль без вокальной партии) и три скелета, которых, якобы, не все персонажи могут видеть. Кроме того, введены два персонажа "совсем не из этой оперы" - Фауст и Мефистофель, которые присутствуют здесь в качестве сторонних наблюдателей, как бы проездом по своим делам.
Тем не менее, в нескольких эпизодах Мефистофель вмешивается в действие, в частности, "проглатывает" мальчишку, который потом оказывается невредимым в ящике. В опере много мистики, которая передает то множество суеверий, которых так боялся средневековый человек. Здесь и духи, которые стуками отвечают на вопросы, и скелеты, находящиеся в подчинении философа-колдуна, и видения (бред тяжелораненого), обряды экзорцизма и прочая дьявольщина.
Монахини обители, куда в конце концов прибывает Рената, и с появлением которой начинают твориться странные вещи, разделяются на два лагеря: некоторые из них начинают обвинять Ренату чуть ли не в сношении с сатаной, другая часть кричит, что она святая, а две девушки тоже начинают биться в припадке. Точку в истории ставит Инквизитор, который, не сумев изгнать ее бесов молитвой, приговаривает Ренату к пыткам и костру.
Кроме основного хора монахинь, выступающего на сцене, привлечены еще два хора, мужской и женский, которые исполняют свой материал за сценой. Фрагменты из оркестровых эпизодов оперы Прокофьев затем использовал при написании своей Третьей симфонии. Интересно решение сцены поединка Рупрехта с Генрихом, в результате которого рыцарь был тяжело ранен: вместо сценического действия атмосферу дуэли передает оркестровый антракт.
|