Опера Джоаккино Россини "Отелло".
Опера с подзаголовком "Венецианский мавр" в трех действиях была написана в 1816 году в Неаполе. 24-летнего композитора пригласил в Неаполь, бывший одним из ведущих европейских музыкально-культурных центров того времени, импрессарио Доменико Барбайя. Он же дал заказ на написание трех опер, две из которых ("Севильский цирюльник" и "Отелло") стали всемирно известными, и по сей день горячо любимы многими ценителями оперной классики. С 1815 по 1822 годы Джоаккино Россини совмещал композиторскую и дирижерскую деятельность с должностью музыкального и художественного руководителя, так называемых, Королевских театров.
Управляя неаполитанскими "Сан-Карло" и "Дель Фондо", Россини не забывал сочинять оперы и ставить их на сцене подшефных театров. Либретто к опере "Отелло" было написано Берио ди Сальса, страстным любителем чтения. У Россини не было никаких претензий к сюжету, но время от времени среди театралов, а позже и исследователей творчества, вспыхивали споры о том, что легло в основу либретто - шекспировская трагедия или итальянская новелла Дж. Чинтио. Берио значительно переделал шекспировский сюжет, но о том, что истоки, все-таки, английские, говорят имена главных героев (у Чинтио все герои, кроме Дездемоны, были безымянными) и песня об иве, присутствовавшая только у Шекспира.
Сюжет, в общем-то, развивается по шекспировскому принципу: любовь, ревность, ненависть, коварство. Правда, некоторые имена были заменены и действие происходило только в Венеции, тогда как у Шекспира - в венецианской обстановке и на Кипре. Благодаря этому, в последнем акте появляется песня венецианского гондольера, подчеркивающая колорит местности. Вместо платка интригу в опере выстраивает перехваченное письмо. Сам Россини классифицирует "Отелло", как оперу-seria, но вносит в этот жанр много новшеств. Так, композитор придает значительную роль хоровым сценам, которые нетипичны для данного жанра, вместе с тем, сокращает количество сольных арий.
Отдельно следует отметить третий акт: несмотря на номерную структуру, все номера тесно связаны между собой, образуя сцены, объединенные сквозным развитием. Этот прием также ранее не применялся в опере-seria. Премьера оперы состоялась в 1816 году в Дель Фондо, неаполитанском оперном театре и имела оглушительный успех. В главной женской роли выступала Изабелла Кольбран, испанская примадонна, которая через несколько лет стала женой Россини.
|